Телефон для консультаций

8-800-100-41-17




Подано в суд исковое заявление об отмене штрафа за парковку на газоне

В Комитет по защите прав автовладельцев обратился житель Октябрьского района Екатеринбурга Игорь, который в начале декабря 2017 года получил штраф за парковку на газоне. Несмотря на то, что газон был серьезно заметен снегом Административная комиссия Октябрьского района посчитала вину Игоря доказанной и ему был назначен штраф в 3000 рублей.

После изучения протокола и постановления по данному делу было принято решение оказать юридическую помощь водителю. Юристы КЗПА подали исковое заявление о признании недействующей статьи 16 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года No 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области». Исковое заявление принято к рассмотрению и назначена дата заседания. Рассмотрение дела состоится 23.01.2018 в 10:30 в Свердловском областном суде.

Свердловский областной суд уже два раза отменял штраф за парковку на газоне, но заменив слова «газон» на «объекты благоустройства» депутаты Свердловской областной думы, в середине ноября 2017 года приняли новый закон о штрафе.

Это ситуация не уникальна для Свердловской области. По всей стране такие нормы закона признаются недействующими и отменяются. Конституция и иные законы не наделяют субъекты федерации устанавливать свои штрафы за нарушения связанные с транспортными средствами. Иначе каждый субъект устанавливал свой штраф за нарушение скорости, мог отменить ответственность за управление в состоянии опьянения, разрешить проезд на красный свет и прочее.

Транспортное средство является источником повышенной опасности, в связи с чем вопросы управления, технической эксплуатации и другие вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне.

Штраф за парковку на газоне может быть установлено путем принятия поправок депутатами Государственной Думы в Кодекс об административных правонарушениях.  Государство не имеет права штрафовать своих граждан незаконно. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. (ст. 2 Конституция РФ)

Отмена данного штрафа - это исключительно юридический вопрос. У нас нет цели оправдать гряземесов паркующихся на газонах, но водитель должен получить штраф по закону.

 

Карточка дела на сайте суда.

https://oblsud--svd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=14745256&delo_id=1540005

 

В Свердловский областной суд

 

Административный истец:

Игорь Андреевич

место жительства

 

Представитель административного истца:

 

 

Административные ответчики:

1) Законодательное Собрание Свердловской области

(ОГРН 1026602354965)

место нахождения: 620031, г. Екатеринбург,

пл. Октябрьская, д. 1

адрес электронной почты: zsso@zsso.ru

 

2) Губернатор Свердловской области

620031, г.  Екатеринбург, ул. Горького, д. 21/23

 

Прокурор Свердловской области

620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 21 

Госпошлина: 300 рублей

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании недействующими нормативных правовых актов

органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» принят Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 31 мая 2005 года и одобрен Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 9 июня 2005 года.

Названный Закон Свердловской области опубликован в официальном средстве массовой информации – «Областной газете» от 15 июня 2005 года № 170-171 и вступил в силу через десять дней после его официального опубликования, то есть с 26 июня 2005 года.

Законом Свердловской области от 03 ноября 2017 года «О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области"», принятым Законодательным Собранием Свердловской области 02 ноября 2017 года, вступившим в силу через десять дней после официального опубликования, статья 16 изложена в следующей редакции:

«Статья 16. Нахождение механических транспортных средств на территориях объектов благоустройства

Нахождение механических транспортных средств на территориях объектов благоустройства, специально не предназначенных для этих целей, за исключением нахождения механических транспортных средств на территориях объектов благоустройства в целях осуществления работ по содержанию объектов благоустройства и их отдельных элементов, -

влечет  наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.»

 

Транспортное средство является источником повышенной опасности, в связи с чем вопросы управления, технической эксплуатации и другие вопросы, связанные с его использованием, урегулированы на федеральном уровне.

Так, в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что на всей территории Российской Федерации единый порядок дорожного движения устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 утверждены такие Правила, согласно пункту 1.1 которых иные нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Порядок нахождения, размещения транспортных средств (остановки и стоянки) регламентирован разделами 12 и 17 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, ответственность за нарушение которых установлена статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, запрет на нахождение автомашин, мотоциклов, других видов транспорта на озелененных территориях, газонах, участках с зелеными насаждениями, предусмотрен Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 (пункт 6.3), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 (пункт 3.9.2), Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).

В соответствии с названным федеральным законодательством охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). При этом ответственность за несоблюдение установленных федеральным законодательством правил, стандартов, требований, а также за действия, влекущие уничтожение либо повреждение объектов зеленого фонда, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрено статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.

Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 КоАП РФ понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части.

Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, его полномочия по правовому регулированию в сфере административной ответственности ограничены, поскольку такая ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.

В противном случае будет нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия).

Таким образом, правоотношения по поводу нахождения и размещения (стоянки, остановки) транспортных средств урегулированы федеральным законодательством. Вышеперечисленное федеральное законодательство не предполагает установление дополнительных запретов для остановки и стоянки транспортных средств правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

            Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (ч. 1 ст. 4 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены или о том, что существует реальная угроза их нарушения.

Права, свободы и законные интересы административного истца затрагиваются ст. 16 Закона № 52-ОЗ, т.к. административный истец постановлением административной комиссии Октябрьского района г. Екатеринбурга от 01.12.2017 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 16 Закона № 52-ОЗ, за нарушение оспариваемой нормы, выразившееся в нахождении транспортного средства на газоне.

Согласно ст. 211 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.

Прошу принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемой нормы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ст. 20, ст. 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прошу признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу как не соответствующую законодательству Российской Федерации:

статью 16 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области».

 

Приложение (подлинники либо надлежащим образом заверенные копии приложенных документов будут представлены административным истцом в судебное заседание):

  1. Копия оспариваемого нормативного правового акта (извлечение).
  2. Пять копий административного искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле.
  3. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  4. Копия постановления административной комиссии Октябрьского района г. Екатеринбурга от 01.12.2016.
  5. Копия диплома представителя административного истца.
  6. Копия нотариальной доверенности.

 

 

18.12.2017